Заявка на расчет стоимости
Проект недели

Креативность – способность к конструктивному и нестандартному решению

Креативность – способность к конструктивному и нестандартному решению

Дата публикации: 12.05.2006

Вот уже прошло более четырех месяцев как в нашей организации существует креативный отдел
Вот уже прошло более четырех месяцев как в нашей организации существует креативный отдел. Необходимо ли организации такое подразделение, название которого более уместно в организационной структуре рекламного агентства или дизайн-бюро? Ответ, который мы получили от руководителя отдела Данилова О.В., однозначен – «Да! И даже более того – он необходим!». Следует добавить, что Олег недавно вернулся из Барселоны, где проходил тренинг под названием «Креативность в менеджменте». Это мероприятие было организовано хорошо известной школой менеджеров «Арсенал», с которой «Астарта престиж» сотрудничает уже длительное время, а тренером-консультантом выступал управляющий ГК «Институт тренинга – АРБ Про» Макшанов С.И. С просьбой разъяснить необходимость присутствия креативности в организации, а также рассказать поподробнее о прошедшем тренинге мы обратились к Олегу.


- Зачем же нужна креативность в организации?

- Когда речь заходит о креативности, часто внимание уделяется таким направлениям как PR, реклама и маркетинг. На мой взгляд, это объясняется спецификой повседневной деятельности перечисленных служб, подразумевающую постоянную генерацию идей. В свою очередь, если говорить о креативе, как о неком созидательном акте, в результате которого рождается новое нестандартное решение, очевидно, что не существует каких-либо ограничений по сферам деятельности.
Многие организации на различных этапах своего развития сталкиваются с ситуациями, когда известные (стандартные) способы решения проблем не могут решить проблему либо решают ее недостаточно эффективно. Вот тут-то на помощь и приходит креативность как инструмент, позволяющий найти это решение. Вторая наиболее типична для организаций, исповедующих концепцию менеджмента «кайдзен», означающую постоянное совершенствование. Хорошо знакомая ситуация, когда все процессы идут хорошо, но требуется «поднять планку». И здесь наиболее логичным будет использование креативного потенциала. Можно продолжить предложенный список…


- А какие же собственно выгоды получит организация, предполагающая использовать этот потенциал?
- Используя креативный подход организация одинаково эффективно сможет решить
широкий спектр маркетинговых задач - открыть новые возможности (если
говорить, например, о инновационной политике), создать образ компании,
отличной от других, обеспечить самоотдачу персонала и решить проблему их управления, избавиться от рутинных операций и многое, многое другое… В конечном итоге этим будет обеспечена несокрушимость бизнеса компании и
увеличена сила ее влияния.


- В чем же креативность находит проявление?
- Вспомните любого человека, которого вы бы могли назвать креативным. Я
думаю, Вы согласитесь с тем, что он безусловно быстро, точно и гибко мыслит, обладает богатым воображением, готов нестандартно и эффективно действовать в условиях неопределенности, при этом он уверен в себе и наделен чувством
самообладания. Человек, наделенный этими качествами, будет востребован в каждом подразделении (будь то отдел продаж, бэк-офис или бухгалтерия). А неопределенность – та самая обстановка, в условиях которой работают многие менеджеры современных компаний.

- То есть вы хотите сказать, что креативность – врожденное качество?
- Это одно из наиболее частых заблуждений. Исследования Терезы Амабиле, профессора Гарвардской Бизнес-школы, говорят о том, что любой сотрудник с
нормальным интеллектом способен креативному процессу. При этом креативность зависит от нескольких характеристик: опыта, в том числе знаний и технические навыков, таланта, способности мыслить по-новому, и умения преодолевать
нетворческую рутину.

- Не могли бы Вы привести практический пример из деятельности вашей организации, когда использование креативности позволило эффективно решить
какую-либо проблему?


- Примеров уже немало. Расскажу о наиболее ярком. Как поздравить клиентов и партнеров с праздником, например, с Новым годом? Не ошибусь, если скажу, что этот вопрос – постоянная «головная боль» каждой организации и, как
следствие, менеджера по рекламе. Надо учесть, что главной задачей этого мероприятия стоит не просто вручить сувенир, а сделать так, чтобы эта акция вызвала положительные эмоции у клиента и надолго ему запомнилась. Командой креативного отдела была предложена неординарная форма поздравления – им вручили новогодние продуктовые наборы, включающие в себя знакомые с «советских» времен компоненты: шампанское, сервелат, шпроты, мандарины и т.д. Причем нам удалось полностью воспроизвести стилистику того времени - проднабор, упакованный в бумажный крафт-пакет, доставлялся колоритной буфетчицей по имени Зина, собирательный образ которой запомнился нам по
старым советским временам. Такое поздравление было действительно неожиданным
для наших клиентов и партнеров, вызвало искренний смех.



- Давайте поговорим о прошедшем тренинге. Почему для его проведения была
выбрана именно Барселона?



- Не побывав хотя бы однажды в этом удивительном, живом, способствующем
творчеству городе, трудно осознать этот выбор. По словам организаторов
тренинга - «Барселона поспорит с любым городом мира по насыщенности
необычными произведениями живописи и архитектуры - Антонио Гауди, Сальвадора
Дали, Хуана Миро. Их творения создают и поддерживают в Барселоне высокий
«градус» креативности. Сам воздух этого города, облик его домов, улиц,
парков вдохновляет процесс поиска и генерации новых идей». Я абсолютно с
ними согласен и выражаю слова благодарности школе менеджеров «Арсенал» за
то, что в качестве места проведения тренинга был выбран именно этот город.



- Как проходил этот тренинг? Что Вы можете сказать об участниках,
тренере-консультанте?



- В общей сложности в Каталонии мы пробыли около одной недели. Естественно,
большую часть времени захватил тренинг. Хочется заметить, что состав
подобрался очень интересный и по географической принадлежности (различные
города России, Белоруссия и даже Литва), и по статусам участников, и их
эмоциональным характеристикам. Окончание дня для участников вовсе не
означало окончание работы – тренером С.И. Макшановым на период времени между
тренингами предлагалось решить ряд практических задач. «Сделать то, что
никогда в жизни не делали, причем действие не должно создавать угрозу своему
здоровью и окружающим и не должно противоречить законам Каталонии» - так
звучала одна из задач. Надо заметить, что желательно сделать это надо было
при свидетелях. Казалось бы простое на первый взгляд задание оказалось
трудновыполнимым и приходилось включать креативность на «полную катушку». Не
знаю, как расценили наши действия жители Барселоны, но будучи в Москве, я бы
был искренне удивлен, если бы увидел на центральной улице женщину с банным
полотенцем на голове и в домашних тапочках. Именно так, поступила одна из
участниц для того, чтобы выполнить свое домашнее задание. Кто-то решил
выполнить задачу, собрав мусор и окурки с мостовой. Такое вот креативное
общественно-полезное действие. Я редко рисую, но, видимо, тот самый воздух
Барселоны сподвиг меня на то, чтобы нарисовать петуха, причем в качестве
холста я использовал купюру достоинством в 100 евро.

Сам тренинг оказался очень информативным. Теоретический материал перемежался
с практическими заданиями как индивидуальными, так и в группах. Нами были
рассмотрены принципы решения креативных задач, осознаны барьеры проявления
креативности и методы их преодоления, проведены групповые процессы решения
проблем – мозговые штурмы и синектические сессии.

С.И. Макшанов позволил осознать тот факт, что креативный процесс, как любой
процесс вполне управляем. Не могу сказать, что в Москву вернулся другим
человеком, но то, что многие задачи решаю теперь проще и эффективнее – это
факт.



- Удалось ли при такой насыщенной программе увидеть Барселону, «подышать
его воздухом»?



- Да, знакомство с этой удивительной страной началось уже в первый день
пребывания, когда для участников тренинга была проведена обзорная экскурсия
по городу. На следующий день нас познакомили с творчеством Антонио Гауди. А
завершилось пребывание визитом в театр-музей Дали и в старейший город
Испании – Жирону. Это были те мероприятия, которые предложили организаторы.
Но удалось пообщаться с Барселоной и «неформально» – пройтись по главной
туристической магистрали – улице Рамбла, посмотреть испанский народный танец
«Фламенко», полюбоваться музыкальным фонтаном на площади Испании, увидеть
«живые скульптуры» у Кафедрального собора, поучаствовать в карнавале и даже
поболеть в спорт-баре за любимейший футбольный клуб всех каталонцев -
«Барселону».

Возврат к списку